Школьная медиация
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
осуществляет
сопровождение Школьных служб медиации в образовательных организациях города
|
Медиа́ция - технология альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиатор - третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Медиатор, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины проступка и принять меры по устранению последствий своего поведения, а обиженной стороне - за собственной обидой помнить о необходимости сохранения в дальнейшем мирных отношений.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях.
Восстановительный подход службы медиации:
- Восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в человеческом отношении к кому-то или чему-то
- Восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, социальных связей, способности к развитию
- Главная идея – разрешение конфликта самими участниками этого конфликта
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012г. № 1916-р «…в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов».
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ
формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ ЛЕЖИТ:
|
С 2014 года в МБУ ДО ППМС-центр ведется планомерная работа по разработке технологии школьной медиации. На первом этапе это выражалось в доскональном изучении нормативной базы, исследовании состояния конфликтности в образовательной среде города Дзержинска, обучение специалистов в Центре развития детей Нижегородской области. С августа 2014 по сентябрь 2017 года ППМС-центр проводил работу в рамках инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО «Разработка и апробация технологии школьной медиации», в которую были включены школы №№ 5, 7, 9, 36, 71.
Для руководителей образовательных организаций, заместителей, педагогов-психологов и социальных педагогов были проведены ряд семинаров по школьной медиации с целью информирования и мотивирования работников образовательных организаций к участию в деятельности службы школьной медиации. Было создано городское методическое объединение педагогов-психологов для разработки документации и программы подготовки учащихся-медиаторов. Педагогами-психологами ППМС-центра и школ была проведена большая и плодотворная работа по информированию и мотивированию преподавателей, учащихся и их родителей об организации Школьной службы медиации (ШСМ) в образовательных организациях.
На втором этапе было проходило обучение школьных педагогов-психологов, кураторов ШСМ. На базе ППМС-цента проведено два методических тренингах. Обучено 27 психологов. В ноябре 2017 года планируется проведение очередного методического тренинга для кураторов ШСМ.
Обучение учащихся-медиаторов на тренингах проходит как на базе ППМС-центра специалистами ППМС-центра, так и в самих образовательных учреждениях школьными педагогами-психологами, прошедшими обучение в Центре.
Специалистами МБУ ДО ППМС-центр разработаны Памятка для педагогов и Памятка для родителей о работе ШСМ, буклет "Школьная служба медиации" и брошюра, которые с успехом используются школьными педагогами-психологами.
Вы можете ознакомиться с Планом создания ШСМ в образовательной организации.
В апреле 2016 года на базе МБУ ДО ППМС-центр была проведена общегородская деловая игра, в которой приняли участие 36 учащихся-медиаторов из 11 школ города.
5 апреля 2017г. на базе МБУ ДО ППМС-центр проходила общегородская Деловая игра учащихся-медиаторов «Я медиатор!»
В Деловой игре приняли участие 44 медиатора – это команды из 17 школ города, в которых созданы и успешно работают Школьные службы медиации (СОШ №№ 5, 7, 10, 13, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 35, 40, 68, 70, 71).
На Деловой игре было принято решение создать Сообщество школьных медиаторов. Деловая игра была посвящена Дню медиатора - 18 апреля, который было решено установить на городском уровне.
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ (2014-2017гг) (смотреть)
С сентября 2017 года МБУ ДО ППМС-центр продолжает сопровождение Школьных служб медиации в образовательных организациях города.
26 сентября 2017г. на базе МБУ ДО ППМС-центр состоялся первый городской слёт медиаторов «Медиация и Я», в котором приняло участие 37 учащихся-медиаторов из 18 школ города – школы № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 20, 23, 29, 32, 33, 34, 36, 40, 70. Цель мероприятия – мотивирование учащихся-медиаторов образовательных организаций города к активизации работы ШСМ. На слете была спланирована работа ШСМ с учетом пожеланий и возможностей учащихся-медиаторов на первую четверть этого учебного года.
По решению сообщества медиаторов слеты медиаторов будут проходить 1 раз в четверть. На следующем слёте планируется ознакомление с возможностью работы по профилактике конфликтов в подростковой среде с использованием мульттренинга.
ИТОГИ 2017-2018 УЧЕБНОГО ГОДА
В течении 2017-2018 уч.года работало Методическое объединение педагогов-психологов ОО города "Школьная медиация". Занятия проходили 1 раз в месяц. На заседаниях МО обсуждались успехи и трудности в организации и работе школьных служб медиации. Педагоги-психологи обменивались опытом работы по профилактике конфликтов, содержанием методических разработок, осваивали новые технологии работы по профилактике конфликтов.
В течении учебного года прошло 3 слета учащихся-медиаторов, в которых приняло участие 127 человек. Дети осваивали новые технологии по профилактике конфликтов, разбирали конкретные конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Было проведено 2 методических тренинга по подготовке учащихся-медиаторов. Обучено вновь 35 специалистов образовательных организаций города Дзержинска. В настоящий момент во всех ОО города имеются педагоги, обученные технологии медиации.
Также в текущем уч.году проведен семинар для зам.директоров по ВР по организации и работе ШСМ.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
"Школьная медиация в образовательных организациях" (смотреть)
Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разработанные Минобрнауки России во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2017 №07-7657 ) размещены на официальном сайте министерства образования Нижегородской области в разделе "Дополнительное образование и воспитание", подраздел "Профилактика": https://minobr.government-nnov.ru/?id=121148 (скачать)
В этом же разделе можно посмотреть другие нормативные методические материалы: https://minobr.government-nnov.ru/?id=101489